Новости

Инклюзия в Нижнеудинском районе: реальность?

Федеральной властью в этом году был запущен проект с достаточно длинным названием: «Модель государственно-общественного управления на этапе формирования открытой инклюзивной образовательной среды». Но помимо длинного названия проект имеет и большие перспективы не только в глобальных масштабах страны, но и в локальных – для Нижнеудинского района. Почему проект федерального уровня способен повлиять на жизнь «особых» детей в маленьком сибирском городе? И неужели у нас возможна инклюзия? Ответы – в материале.


Ирина ЕМЦОВА, специалист Управления образования администрации МРМО «Нижнеудинский район», открывала семинар в МКУ СОШ №12. Зал был до отказа заполнен представителями школ, детских садов, учреждений дополнительного образования детей. Присутствовали и общественники. Общественную Организацию Инвалидов «Доверие» представлял Председатель Совета Артем ПЕТЕРНЕВ. Что же все эти люди тут делают? И почему так внимательно слушают Ирину, так увлеченно рассказывающую о федеральном проекте?

Дело в том, что наш город стал базовой опорной площадкой по реализации этого проекта. Единственной в Иркутской области. Это и гордость, и смелость, и риск. Но никто из тех людей, кто взялся за исполнения возложенных проектом функций, не отступит. Слишком важное и нужное дело – построение инклюзивной системы образования. Это очень серьезный шаг к всеобщей, не заключенной в рамки какой-то системы, инклюзии. Шаг к созданию мира, доступного для каждого.

Сегодня в Нижнеудинском районе, если опираться на данные системы образования, более 400 детей с дополнительными образовательными потребностями. А обучается из них чуть более ста. Остальные дети выпадают из системы. Сначала образования, а потом и жизни, во всех ее планах и ракурсах. Плюс еще нужно четко осознавать, что отлаженной и четкой системы учета таких ребят по-прежнему не существует: здравоохранение считает по-своему, соцзащита по-своему, образование по-своему. Вероятнее всего, что число «особых» детей, выпавших из жизни, выше, чем официальная статистика системы образования. Но важно отметить то, что сама система образования это понимает. И вот этот момент ключевой. Без него ситуация не изменится.

После вступительного слова, все участники базовой опорной площадки, получили возможность высказаться: немного рассказать об опыте (ведь работа площадки идет с апреля этого года, а некоторые участники площадки работают с «особыми» детьми много больше), немного презентовать реализующиеся в учреждениях проекты и направления деятельности (недаром встреча носила название «презентационная площадка), немного поговорить о насущном. О том, что болит; о том, где тонко; о проблемах и перспективах.

Уже совсем скоро, в конце года, Нижнеудинск посетят гости со всей России – участники федерального проекта из многих городов нашей страны. Гости будут перенимать опыт нашей территории и делиться своим. Это, конечно, большая ответственность. И до визитов членам опорной площадки, конечно, необходимо лучше узнать друг друга (хотя, в большинстве своем, они все уже давно партнеры), поделиться опытом между собой, попытаться привлечь в свои ряды новых партнеров. В общем – быть во всеоружии.

Всего в базовой опорной площадке на территории Нижнеудинского района принимает участие пять организаций: помимо Управления образования это Центр Психолого-Педагогической Реабилитации и Коррекции, Центр Детского Развития Творчества и Досуга, Детский Сад №13, МКУ СОШ №11 и Центр Добровольческих Инициатив. Логика отбора понятна: на ранней стадии с детьми работает ЦППРиК, потом детский сад, потом школа. Внешкольную деятельность обеспечивает ЦДРТиД и ЦДИ. Но вот вопрос, который стоит перед участниками семинара: что делать с детьми, которые переросли школу? Как обеспечить следующий этап развития для детей – этап профессионального обучения? У участников есть идеи: есть и ПЛ-7, и ПУ-48 и другие учреждения, способные взять на себя реализацию этой непростой задачи. Ведь без этого звена картина однозначно выглядит не полной.

Каждый участник выступил с небольшой презентацией. Выступления этих людей, безусловно, заставляют взглянуть на мир по-другому. Не все так плохо! С этого года у нас в городе начинает работать постоянная ПМПК (всего их 4 в области); сегодня в тринадцатом детском саду почти 10% детей – дети с дополнительными потребностями, которые ходят в одни группы со здоровыми детьми; сегодня в Нижнеудинском районе развивается иппотерапия. Территория однозначно идет вперед. Но, конечно, нужно ядро. Нужен двигатель этого процесса. Этим двигателем и являются выступившие организации.

После завершения основной части семинара участников ждал ряд сюрпризов. Сначала организаторы поделили всех на группы и предложили сформулировать определение: а что же, собственно, такое инклюзивное образование? Вариантов было достаточно. И ни один не был неправильным. Чуть позже, в самом конце семинара Ирина ЕМЦОВА собрала все варианты в один – емкий и понятный. Получилось следующее: это процесс обучения детей с разными образовательными потребностями в одной образовательной среде. Когда все равны и не нуждаются в особых условиях, как то отдельный класс, отдельная школа, отдельный мир. Все – вместе. А пока мнения консолидировались в эту формулировку, участников семинара ждал второй сюрприз. Пятерым участникам встречи, организаторы завязали глаза и дали в руки веревку. Теперь, без зрительного контакта, они должны были построить из веревки четырехугольник. Впятером. В общем – не получилось. Это было задумано для того, чтоб мы могли понять – стоит нам лишиться чего-то, например, зрения, и мы становимся беспомощными. Мы испытываем колоссальные трудности даже в простых вещах. А некоторые дети живут так всю жизнь в мире, который не приспособлен для них. Это небольшая игра позволила нам встать на место «особых» детей.

Конечно, встреча оставляет вопросы. И это правильно. Это хорошо. Ведь именно поиск ответов – двигатель развития. Все-таки пока не совсем ясно, что этим детям делать после школы? Чем закрыть этот пробел в системе. Не совсем видно, как будет проходить отрыв ребенка от семьи – ведь без самостоятельности, даже от полученного ребенком трудового знания, у ребенка не остается выхода: после 18 лет, в случае проблем с родителями, его ждет специализированное учреждение. Без вариантов. Не совсем четко – а как быть с детьми с умеренными и тяжелыми умственными отклонениями. Понятно, что «легкие» ребята способны без особых трудностей социализироваться. А вот другие? Инклюзия будет для всех? Или, все-таки, нет? Мы считаем, что ответы на эти вопросы продвинут развитие нашей, Нижнеудинской, площадки на несколько шагов вперед.

Есть и еще один вопрос: найдется ли место в такой системе для НКО. И какую нишу им будет предложено занять в сложившейся системе? Надеемся, что, учитывая общественность, заложенную даже в названии проекта, партнерство между НКО, работающими с детьми с дополнительными потребностями, и участниками площадки будет. И будет плодотворным!

P.S. Огромное спасибо Ирине ЕМЦОВОЙ за приглашение!

Made on
Tilda