Новости

Московский Центр Лечебной Педагогики в Иркутске: право на образование

«Каждый имеет право на образование» - так гласит 43 статья главного правового документа нашей страны. Но почему-то, многие чиновники забывают читать Конституцию, ссылаясь на то, что на данной территории страны этот пункт никак, ну просто совершенно никак, невозможно выполнить. И ваш ребенок окажется не защищен. Самое грустное, что родители к этому привыкли и совершенно не борются (не все, конечно) за право, гарантированное государством. А бороться надо! И у борьбы этой может быть только один итог – полученное образование.

Как этого добиться? Какими законами руководствоваться? Обо всем этом рассказала на семинаре московского Центра Лечебной Педагогики в Иркутске заместитель директора ЦЛП Александра ФАДИНА. Послушать специалиста мог и Креативный директор ООИ «Доверие» Артем ПЕТЕРНЕВ.


Международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, становятся главным правовым документом по той тематике, о которой они повествуют. Есть такой документ и в вопросе получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Это Конвенция ООН «О правах инвалидов» 2006 года, ратифицированная Российской Федерацией 3 мая 2012 года. Пункт 1 статьи 24 гласит «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Статья 24 Конституции РФ также достаточно понятным языком гарантирует инвалидам право на образование: «Каждый имеет право на образование». Это юридические документы, требующие обязательного выполнения в любой точке Российской Федерации.

Есть и ряд рекомендательных документов, которыми также необходимо пользоваться, отстаивая право Вашего ребенка получить максимально возможное в каждом конкретном случае образование. Эти документы будут интересны и работникам системы образования, как методические: в них достаточно подробно описаны методики и прописан порядок работы с «особыми» детьми. К таки документам относятся:

- «Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными потребностями» (письмо Минобразования РФ от 16.04.2001);

- «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития» (письмо Минобразования РФ от 30.05.2003);

- «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» (письмо Минобразования РФ от 3.04.2003);

- «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» (письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008).

Что касается вопросов регулирования работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и консилиумов (ПМПк), то их регулируют соответствующие правовые документы. В них прописан порядок работы ПМПК и ПМПк. Эти документы родителям (как и работникам комиссий) тоже есть смысл прочитать.

Работу консилиума описали в рекомендательном письме Минобразования РФ от 27.03.2000 «О ПМП консилиуме».

«Об утверждении положения о ПМПК» (Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2009) – основной документ, регулирующий работу комиссий. В Приказе ясно прописано, что главная задача комиссий – не постановка диагнозов. Смысл работы ПМПК заключен в том, чтоб для каждого ребенка она прописывала следующее: при соблюдении каких специальных условий конкретный ребенок может получить образование. Под специальными условиями в документе понимаются специалисты, литература, тьюторы - не только пандусы.

В проекте нового закона «Об образовании» на ПМПК будут возложена еще одна функция: именно ПМПК будет определять статус ребенка. Ведь согласно законодательству дети-инвалиды и дети с ОВЗ – это разные группы людей. Причем в законе закреплены пока только первые.

Александра Константиновна отдельно рассказала об особо интересных и любопытных законах, работающих на территории Москвы. Например, в Москве законодательно прописаны правила работы лекотек в Приказе Минобразования от 2006 года. В документе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве» впервые прописаны понятия «инклюзия» и «специальные возможности». В законах стараются закреплять появление тех позитивных движений, которые сейчас наиболее необходимы: ранние сроки поддержки детей (с 2-х месяцев), консультативные пункты для родителей. Московские власти прекрасно понимают, что необходимо приучать и мотивировать школы на прием детей с ОВЗ. Как это сделать? Любая школа получает на каждого ученика фиксированную сумму для обеспечения его жизнедеятельности в стенах школы. А вот ребенок-инвалид приносит школе в два раза больше средств. Или, например, ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в три раза больше. Таким образом принятие в школу «особых» детей становится еще и экономически выгодным для администраций школ.

В завершение материала остановимся еще на четырех документах. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14. 08.2009 года утвержден Единый квалификационный справочник руководителей, специалистов и служащих. Казалось бы. зачем мы говорим об этом документе в контексте материала? Дело в том, что этот справочник принес одну очень хорошую новость: впервые как специальность и профессия юридически прописан тьютор. Теперь руководитель любого учреждения может сам вводить в штат тьторов, а каждый желающий может выучится на тьютора.

Следующие два документа как раз достаточно тесно соприкасаются с темой материала. Первый: стратегия образования «Наша новая школа». Там снова закреплено право инвалидов на образование в обычных, общеобразовательных школах. Еще один важный момент: ребенок должен получать образование по месту жительства, а не в соседнем городе, где уже есть соответствующая школа. Эти же пункты, но с поправкой на начальный этап оразования, в общем-то, закреплены и во втором документе: «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» (Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009).

Последним документом (последним по порядку, но не по значению) станет Указ Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором мы выделим два важных для нас момента. Во-первых, нормативно закреплено появление 14 200 рабочих мест для инвалидов ежегодно. А во-вторых, НКО, работающие с «особыми» детьми, будут подвержены регулярному мониторингу.

В конце выступления Александра Константиновна попросила задавать вопросы. Не у многих после такой подробной лекции могут возникнуть вопросы. Но все-таки такой человек нашелся. «Ребенку-имбецилу не выплачивают компенсацию за то, что не получает образование. Не говоря уже о собственно образовании. И при этом опираются на Письма социальных министерств 1976 и 1981 годов. Законно ли это?» - такой вопрос раздался их зала.

- Конечно, нет. Нужно работать с министерствами и брать с них максимум того, что они могут дать на данный момент – не могут компенсацию, пусть дают вертикализатор, коляску и т.д.

- А вообще, - добавляет Анна БИТОВА, - есть приоритет законов, по которому Международные акты и Конституция оказываются приоритетнее ведомственных писем. А письма, в данном случае, вообще носят рекомендательный характер. Так что, Вашему ребенку по закону должны предоставить не только компенсацию, но и образование. Я расскажу одну поучительную историю. В городе Иваново Департамент образования отказал в приеме ребенка с синдромом Дауна в детский сад. Причина в том, что детских садов 8-ого вида в Иваново попросту нет. Но родители подали в суд на основании статьи 24 Конституции РФ и суд выиграли. И после этого Департамент нашел возможность принять ребенка в общеобразовательную школу и даже подобрал к ребенку сопровождающего.

Уважаемые родители, за свои права нужно бороться! Мы будем рады, если такой подробные пересказ лекции Александры ФАДИНОЙ для кого-то будет полезным.

Made on
Tilda