Новости

ЦЛП: итоги круглого стола

За 8 часов можно из Нижнеудинска доехать до областного центра. А можно посмотреть режиссерскую версию «Властелина колец». Для кого-то 8 часов – это один стандартный рабочий день. А для кого-то – это оптимальное время для сна. Все зависит от человека, который распределяет свой самый главный жизненный ресурс – время.

13 ноября в Администрации города Иркутска собрались люди (таковых оказалось 91 человек), которые решили использовать следующие 8 часов с пользой. Специалисты московского Центра Лечебной Педагогики проводили для Иркутян семинар по вопросам реабилитации и образования детей с множественными нарушениями развития. На рабочую площадку удалось попасть и Креативному директору ООИ «Доверие» Артему ПЕТЕРНЕВУ. И этот необычный рабочий день был участниками семинара не потрачен, а именно использован. Ведь недаром в слове говорящий корень…


Рабочий день проходил в рамках трехдневного семинара «Оказание информационной, консультативной и методической поддержки СО НКО регионов России в сфере реабилитации, обучения и интеграции лиц с различными нарушениями развития». Семинар организовали Фонд «Наследие иркутских меценатов», Правительство Иркутской области и Администрация города Иркутска. А благодаря поддержке Минэкономразвития РФ гостями семинара стали директор ЦЛП Анна БИТОВА, заместитель директора ЦЛП Александра ФАДИНА и психолог Дмитрий ЕРМОЛАЕВ (все – г. Москва).

Вся картина выглядит следующим образом. В первый два дня гости посещали государственные учреждения и некоммерческие организации, работающие с детьми-инвалидами, встречались с родителями «особых» детей, а также приняли участие в Круглом столе, посвященном вопросам социального сопровождения в Иркутской области. Об этих материалах можно подробнее прочитать на нашем сайте («Московский ЦЛП в Иркутске: жданный визит» и «Московский ЦЛП в Иркутске: круглый стол самого высокого уровня» - прим. авт.).

А третий день стал самым учебным. Центр известен на всю страну своей просветительской и обучающей деятельностью. Проведение восьмичасового очного семинара для родителей, работников НКО и профильных министерств – ядро всей трехдневной работы. Передача столичного, годами накопленного опыта – для многих именно это стало главным событием визита ЦЛП в Иркутск.

Удивило одно интересное наблюдение: на семинаре было очень много сотрудников государственных учреждений. Интересный получился коллаж: работники третьего сектора обучали государственных специалистов. Достаточно любопытно и в то же время приятно, что диалог власти и общества становится не просто разговором и обменом мнениями, но и обменом опытом.

Открывала семинар Анна БИТОВА. Несмотря на достаточную специфичность и социальную остроту темы, Анна Львовна создала приятную атмосферу дружеской беседы. Очень теплую и улыбчивую.

А тема действительно не простая. Начала Анна Львовна с того, что представила основные принципы лечебной педагогики на основе опыта Цента. Для многих термин «лечебная педагогика» связан с именем Рудольфа Штайнера. Этот австрийского происхождения философ и социальный реформатор получил первичную известность, как исследователь наследия Гете. А сегодня его знают, как основателя духовного движения антропософии. Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины (в том числе омелотерапии рака), ботмеровской гимнастики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре… Но в контексте материала он ним интересен именно тем, что, по мнению многих ученых, именно Рудольф Штайнер заложил принципы лечебной педагогики.

Анна Львовна повернула историю лечебной педагогики другой стороной к слушателям: русской стороной. Ведь лечебная педагогика, это не только Штайнер. И не столько Штайнер. Принципы лечебной педагогики появились задолго до исследований уважаемого Рудольфа Джозефа Лоренца. И где бы вы думали? Конечно – в России. Российские исследователи считали, что педагогика – единственно возможное лекарство для умственно отсталых детей.

Что касается опыта ЦЛП, то деятельность (имеется ввиду именно работа с детьми) Центра основана на определенной последовательности лечебно-педагогического процесса. Сначала у ребенка обязательна диагностика. Это как фундамент в доме – основа работы. Затем какое-то время идет консультационное ведение: за ребенком смотрят, наблюдают, консультируют. При переходи именно к занятиям начинают в любом случае и обязательно с занятий индивидуальных. Ведь как бы ребенок не вел себя при встречах н диагностике, на занятиях он может быть совершенно другим. Сначала педагог должен стать для ребенка другом, и проще достичь этого (еще одного фундаментального) результата, работая с ребенком один на один.

Только после всего вышеперечисленного ребенок переходит к групповым занятиям. Необходимым. Ведь это и общение, и социализация и много еще различных умных слов. Как это не называй – это потребность любого человека. Этот этап может стать самым длительным, но по завершению его работа не оканчивается. Еще какое-то необходимое время для ребенка ведется семейное консультирование.

В завершение выступления Анна Львовна показала небольшой фильм о воспитаннице ЦЛП Наташе. Этот фильм – жизнь, которая наглядно и без купюр показывает весь этот теоритический список терминов и определений последовательности лечебно-педагогических этапов. Это судьба человека, измененная замечательными педагогами ЦЛП.

После Анны Львовны к трибуне подошла Александра ФАДИНА. Александра Константиновна рассказала слушателям о праве, которое никто не может отнять у «особых» детей – праве на образование. Более подробно список законов, регулирующих образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ (сейчас в законодательстве два этих понятия разводятся, и понятие детей с ОВЗ признается более широким, хотя конкретно нигде нет определения, где начинается ограничения здоровья) можно ознакомиться на нашем сайте в материале, посвященном выступлению Александры Константиновны («Московский ЦЛП в Иркутске: право на образование» - прим. авт.).

Вторая часть семинара началась с лекции Анны БИТОВОЙ на тему инновационных технологий в работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В нашем материале мы расскажем о некоторых из них.

ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ. Это такие методики, как, например, войто-терапия. В период с 1950 по 1970 годы чешский невролог Вацлав ВОЙТА, занимающийся реабилитацией детей с ДЦП, обратил внимание на то, что при определенных положениях тела путем давления на установленные точки, у детей вызываются бессознательно повторяющиеся моторные реакции туловища и конечностей. Наблюдая за тем, как двигаются во время занятий дети с частичным поражением опорно-двигательного аппарата, доктор ВОЙТА заметил, что эти движения подобны тем, которые выполняют здоровые дети! Он дал название этому фактору «врожденные образцы движения». А потом многократно подтвердил этот факт, регулярно вызывая эти образцы двигательных реакций у здоровых новорождённых, тем самым доказав их существование. Из этого он сделал вывод, что основной проблемой у детей, имеющих то или иное нарушение двигательного развития, является функциональная блокада нервных импульсов на различных уровнях центральной нервной системы и опорно двигательного аппарата. Принимая во внимание сделанные выводы, В. ВОЙТА продолжил разрабатывать и внедрять метод, в последствии, получивший название «Войта-терапии».

Еще одним примером может служить кондуктивная терапия. В основе ее лежат принципы и идеи, разработанные в конце сороковых годов великим венгерским врачом и педагогом Андрашем ПЕТО. Этих принципов несколько: принцип «нормы» (нет «больных» детей, есть разнообразные отклонения от нормы), принцип «абилитации» (опора на сохранные функции или на их остаточные проявления), принцип «мотивации» (ребенок сам должен хотеть излечиться), принцип «партнерства» (педагог должен стать другом семье и ребенку). Основным способом реализации всех этих принципов становится главный инструмент кондуктивной терапии – игра.

Отдельным и большим блоком можно выделить разнообразные терапии, направленные на проведение между ребенком и педагогом коммуникаций. Зачастую – безречевых. Ведь контакт с ребенком – это добрая половина терапии. Со многими «особыми» пациентами коммуникацию построить крайне трудно – ребята не говорят, а некоторые признают рот только как инструмент для поглощения пищи. Что же делать? Есть методики так называемой Перкинс Школы. Перкинс Школа - первое образовательное учреждение для слепых в США, открытое в 1832 году при значительном содействии мецената Томаса Перкинса. За долгие годы работы методики этих школ накопили внушительный багаж опыта и экспериментов, которые может пригодится для выстраивания с ребенком безречевых коммуникаций.

Маргарет Уолкер, Катерина Джонстон и Тони Комфорс в 1972 году придумали искусственный язык «Макатон». На сегодняшний день этим языком пользуются более, чем в 40 странах мира для общения с детьми с умственными отклонениями и множественными нарушениями. Принцип методики заключается в том, что каждому слову соответствует жест и картинка – таким образом слово найдет зацепку в сознании ребенка. Или визуально, или на слух, или на память. Методика в действительности помогает проводить коммуникацию с «особыми» детьми. Единственное, что не советуют специалисты – заниматься по «Макотону» с детьми, у которых есть возможность общаться вербально и при помощи речи.

Есть также споры о сроках ввода жестового языка или «Макотона» (разделение должно быть понятно: жестовый язык – только жестовый, а «Макатон» жестовый, визуальный и т.д.). Например, известная организация «DownsideUp» вводит жестовый язык, по мнению специалистов Центра, рано. ЦЛП вводит «Макатон» позже, чтоб понять, возможно ли обойтись без него.

Также, как вариант «картинкового» языка в мире существует Picture Exchange Communications System (PECS). Это система, позволяющая быстро приобрести навыки коммуникации. Основана она, как понятно из названия, на картинках. Если упростить, то механизм приблизительно такой. Вы хотите сказать ребенку, что пора ехать к врачу? Покажите соответствующие картинки: машину и врача. Эта система крайне популярна на Западе. По большому счету, ей часто пользуются иностранцы, не знающие языка той страны, в которую приехали, а общающиеся с аборигенами картинками из словарей.

ЗВУКОВАЯ ТЕРАПИЯ. Методики, основанные на звуках, уже давно популярны в лечебной педагогике. Иногда только музыка позволяет выстроить с ребенком диалог или хоть какую-то коммуникацию. Уроки музыки, игра на инструментах, танцы, эвритмия – все это разнообразная звуковая терапия. Но новшества есть и в этом консервативном направлении. Например система аудиовокальных тренировок, разработанная французским отоларингологом Альфредом Томатисом, получившая название по имени своего разработчика – метод «Томатис». Этот метод имеет различные названия: «слуховое обучение», «слуховое возбуждение» или «слуховая терапия». Цель метода состоит в том, чтобы повторно обучить человека процессу слушания, что позволяет научить «особых» детей слушать и понимать окружающий мир. Оригинальность метода еще и в том, что он подходит вообще для любого человека, ведь методт улучшает способности к изучению и освоению языков, к коммуникабельности, увеличивает творческий потенциал и положительно влияет на социальное поведение. Принцип метода состоит в звуковом воздействии специального прибора - «Электронное ухо», через которое поступает фильтрованный звук определенных частот. В результате уши «тренируются» слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше. Среди похожих методов популярен и метод Йохансона.

ТЕРАПИИ ПРИ ПОМОЩИ ДИЕТЫ. Эти виды терапии сегодня достаточно популярны в Москве. Условно диеты можно разделить на несколько групп: кетогенная диета при эпилепсии, диета при онкологии, диета при Синдроме дефицита внимания и гиперактивности, безглютеновая диета и безказеиновая диета. Все они могут приносить пользу. Но чаще всего – только в стационарных условиях, ведь следить за ребенком, если он, например, ходит в школу, достаточно сложно. Специалисты советуют использовать диеты очень осторожно, под наблюдением врача и только в тех случаях, когда это действительно необходимо.

А психолог ЦЛП Дмитрий ЕРМОЛАЕВ рассказал о таком виде терапии, как СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. Метод был придуман американкой Джин Айрис в 60-70-х гг. прошлого века. Этот метод смешивается со всем вокруг: с игрой, с другими видами терапий – ведь познание через сенсорику почти постоянный процесс. Но и здесь есть ряд тонкостей: в ходе терапии сенсорные раздражители должны быть упорядочены и для лучшего итога процесса ребенок сам должен быть автором своих ощущений.

Завершал семинар Дмитрий ЕРМОЛАЕВ с лекцией об аутизме. Раньше было принято считать аутизм монолитным. Но сегодня становится понятным, что его тоже нужно разделять. И каждая страта или группа требует особой методики лечения. Разделяют также и теории аутизма, называя три основных: регуляторная (ребенок не регулирует своими мыслями), центрального связывания (ребенок не может видеть картинку в целом, воспринимая только ее части) и лимбическую (нарушения в эмоциональной регуляции).

При работе с каждым ребенком на вводном этапе важно точно понимать уровень его нагрузки и точный режим дня. Согласно нейропсихологии, аутизм можно разделить по такому принципу. Первая группа: ребенок не может понять простую полярность «нравится/не нравится»; вторая группа: ребенок не может понять ЧТО ему нравится, а что не нравится; третья группа: ребенок не может сделать выбор. Для каждой группы специалисты ЦЛП применяют определенную методику. Например, для первой группы важна сенсорная стимуляция (только осторожно и в тех случаях, когда нет эпилепсии), эмоциональная зараженность (занятия в группе) и дыхательные стимуляции (пение, например).

Для второй группы важны устойчивая последовательность событий, четкое планирование, эмоциональное выделение важности определенных моментов. Также советуют таким детям нужно давать меньше событий в меньшем пространстве и с меньшим количеством эмоций педагога. Основная задача – дать понять ребенку, что любой предмет вокруг него не просто статичный предмет, а нечто, с которым можно что-то делать.

И наконец, третья группа. Здесь важно поощрять инициативу ребенка, проявлять собственные эмоции, моделировать конфликтные ситуации и выходить из них. Смысл занятий показать ребенку, что то, что нравится ребенку может не нравится педагогу. Ребенок должен понять, что он не один на Земле и что он отличен от других.

Конечно, мы не можем передать в материале всего, что дали на семинаре специалисты ЦЛП, но мы искренне старались. Замечательно, что такая встреча состоялась. Надеемся, что кому-то эта информация поможет, а встречи с педагогами такого уровня будут происходить еще и еще.

Спасибо Центру за визит!

Made on
Tilda